Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 91.67 102.04

На территории Мордовии традиционно были центры валяльного промысла. Гнездо селений мастеровых валяльщиков хорошо известно до сих пор в Ардатовском районе. Это соседствующие села Жабино

На территории Мордовии традиционно были центры валяльного промысла. Гнездо селений мастеровых валяльщиков хорошо известно до сих пор в Ардатовском районе. Это соседствующие села Жабино, Старое Ардатово и Урусово.

С каждым годом мастеров-валяльщиков становится все меньше, а спрос на изделия ручной валки (особенно в сельской местности) не снижается. И тем приятнее, что не утратили секретов своего мастерства валяльщики.

Больше всего распространено ремесло сегодня в Урусово. Валяльный промысел здесь существует и процветает с 19 века. Однако местные жители говорят, то валенки у них делаю уже 300 лет! Документальных подтверждений этому, увы, нет. В селе сегодня валяльным промыслом занимаются около 50 человек. Знают об этой обуви ручной работы не только в России, но и в других странах. Валенки урусовских мастеров в разное время приобретали жители Германии, Норвегии [пару валенок из Урусова в подарок получил король Норвегии Харальд V], Финляндии, Латвии, Белоруссии, Казахстана, Австралии и Аргентины.

В Урусово мастера придерживаются старинных технологий, даже инструменты все получены по наследству от своих дедов и прадедов. Трудоемкий процесс валяния выполняется, конечно, в основном мужчинами. С раннего детства мальчики приучаются к ремеслу, учувствуют в процессе изготовления валенок.

Валяльный промысел в Урусово, как и в целом в Мордовии, всегда имел сезонный характер. Весной, после полевых и огородных работ, и осенью, на второй день после праздника Иоанна Крестителя, 11 октября, становились урусовцы отходниками. [Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), уходившие на сезонную работу в другие места].

Собрав в мешок все необходимые инструменты - колодки, пруток, рубель, по три-четыре человека уходили они в сторонние края. Останавливались за сотни километров где-нибудь в деревнях, селах и валяли для местных жителей валенки, зарабатывая таким образом на пропитание.

Отходничество в целом расширяло кругозор крестьян, создавало авторитет в глазах членов семей и односельчан – такая работа была престижной. Крестьяне-отходники несли домой на родину информацию о жизни населения в других регионах или иных климатических зонах. Особенно интересны были рассказы урусовских отходников о том, что и в тех краях проживают соплеменники (мокша и эрзя). Интересовало их все: язык, одежда и обувь, кухня семейный быт и устно-поэтическое творчество эрзян, сведения о предполагаемом прежнем месте жительства их предков.

Несмотря на все трудности отходничества с его дорожными мытарствами, не всегда удачными продажами, возвращение с заработков живыми и здоровыми были очень значимыми событиями в жизни крестьянской семьи и сельской общины в целом.

В схему трудовых миграций урусовцев входят 17 регионов. Самые посещаемые пункты находились в Кургане, Челябинске, Нижнем Новгороде, республиках Татарстан и Чувашия.

Урусовские мастера изготавливали разнообразные виды валенок и «сопутствующие» товары из шерсти. Выделывали рукавицы, кошмы (подстилки для саней), а также детали конской упряжи — потники, подхомутники, подседельники и др. Кошмы имели до двух с половиной метров длины, около двух метров ширины и три-четыре сантиметра толщины.

Кроме обычных валенок мастера выделывали также чесанки (валенки, начесанные драчкой), основное отличие которых заключалось в том, что ступня к ним была несколько тоньше. Кроме того, носовая часть колодки у чесанок делалась полукруглой, а у валенок — более плоской. С появлением галош чесанки стали носить с ними.

Чтобы валенки были чище, заготовку иногда «квасили» в кадушке, в растворе с небольшим содержанием серной кислоты. Квашение ускоряло процесс валки, но изделия от этого получались более жесткими, также такая технология вредна для здоровья валяльщика.

В центральных губерниях России самыми престижными считались черные чесанки — мягкие валенки с начесом из тонковолокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победнее носили твердые и гладкие грубошерстные серые валенки, а чтобы они были гладкими, натирали их пемзой.

В Поволжье предпочитали «писаные» и белые валенки с «мушками». Верхнюю часть таких валенок украшали разноцветной вышивкой, чаще всего из красной или зеленой шерсти. Щеголяли в них молодые женщины, но только из тех семей, что побогаче.

Для предохранения от сырости подшивались валенки кожей, а вместо галош на них надевались лыковые ступни. Резиновые галоши появились лишь в ХХ веке и скоро стали весьма престижной и особо модной частью крестьянского костюма.

Первоначальная закладка и формовка сапог обычно производились в жилом помещении. Сушили и окончательно отделывали их или здесь же, в избе, или в бане, где выполнялась и наиболее тяжелая из операций — валка (стирка) сапог. Пара готовых валенок получалась лишь на третьи сутки.

В начале ХХ века у наиболее зажиточных урусовских крестьян появились две шерсточесальные машины. Основная же масса кустарей продолжала бить шерсть дедовским способом — «лучком».

По вопросам посещения Ардатовского района можно обращаться: 89271747328 Елена, либо направить запрос на почту ano_crt.rm@mail.ru

Публикация подготовлена по материалам: Мария Кемешева



1870

Оставить сообщение: